РУС БЕЛ ENG

Для вас, выпускники

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

ЭКЗАМЕНЫ 2023/2024

Рекомендации педагога-психолога по выбору профессии

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Выбирая профессии, важно:

1. Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).

2. Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.

3. Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.

4. Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

Выбирая учебное заведение:

1. Узнайте все об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.

2. Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.

3. Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.

4. Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?

5. Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.

6. Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

свернуть

Для вас, выпускники

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Выбирая профессии, важно:

1. Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).

2. Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.

3. Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.

4. Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

Выбирая учебное заведение:

1. Узнайте все об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.

2. Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.

3. Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.

4. Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?

5. Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.

6. Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

Последние данные гласят, что в Беларуси по-прежнему лидирует по востребованности рабочие профессии. Тысячи вакансий в городах страны есть для водителей, швей, продавцов и поваров. А вот среди специалистов кадровики системы здравоохранения ищут врачей, медсестер и фельдшеров, предлагая им часто и больше ставки - работы хватает.

В сельской местности нужны такие рабочие специальности, как трактористы, водители и операторы машинного доения.
Востребованные специалисты - ветврачи, ветфельдшеры, зоотехники и снова-таки медсестры.

Как, сообщило Минобразования, в вузы самые высокие конкурсы в прошлом году - это 6,4 - 11,2 человека на место. Особым спросом пользовались специальности:
 

  • «дизайн (графический)»,
  • «спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме)»,
  • «информационные системы и технологии»,
  • «режиссура кино и телевидения».

В средних специальных учебных заведениях, а также в колледжах и лицеях больше всего молодежи поступало на специальности:

  • помощник машиниста тепловоза,
  • парикмахер,
  • кондитер,
  • повар,
  • водитель,
  • слесарь по ремонту авто,
  • машинист автокрана.

Для сравнения: всего три года назад в минских ссузах абитуриентов интересовали специальности все тех же повара и парикмахера, оператора ПЭВМ, многие шли в торговые и железнодорожные сферы.

Самые востребованные профессии будущего десятилетия

 

                       Новые тренды, новые профессии, перераспределение интереса и зарплаты дают о себе знать. И, если ещё десять лет назад востребованы были “руки” – строители, штукатуры, облицовщики и т.д, то теперь мировой рынок труда жаждет получить “мозги” – нано-технологов, инженеров, IT-специалистов, химиков, медиков и др. Прогноз какие профессии будут наиболее востребованы в будущем десятилетии подготовлен по данным кадровых агентств Penny Lane Personnel, Анкор, Adecco Group Russia; журналов Fast Future и 24/7 Wall St. 

1.    IT-специалисты.

Закономерное развитие тренда компьютеризации.  Количество запросов на “айтишников” всех мастей только растёт. И своего пика этот тренд ещё не достиг. До полного насыщения рынка далеко. Если говорить про конкретных специалистов, то это две группы. Разработчики программного обеспечения. И “оптимизаторы” работы предприятия. Функцию последних зачастую играют системные администраторы. Впрочем, им же вверяют заботу о связи, серверах, видеоконтроле, сетях, печатном оборудовании и др. Бум дизайнерских IT-специальностей  постепенно падает. Рынку требуются умелые программисты и разработчики ПО. Особенно ощутимо это в сфере гейм-производства, ОС мобильных телефонов и в веб-сфере.

2.    Инженеры. 

Необходимость в этих людях обусловлена оттоком молодых специалистов из области и малым числом технических вузов.  Основными рекрутерами по-прежнему являются государственные предприятия. 

3.    Маркетологи.

Капитализм никто не отменял. И вся экономика, как и раньше, строится на производстве и последующей продаже товаров. В последнем пункте неоценимую роль играют маркетологи. Собственно сюда же можно отнести бренд-менеджеров и специалистов по интернет-рекламе (продвижению). Ведь что бы не предлагала фирма: от услуг лизинга до шоколадных пончиков, клиенты должны её услышать. 

4.    Медики.

Ситуация с этими специалистами на западе и в СНГ резко отличается. У нас идёт недостаток специалистов на всех уровнях “медицинской цепочки”. Однако положительный интерес со стороны соискателей вызывают или узкие области или частные медицинские центры.  А вот врачи общей практики и средний медицинский персонал массово уходят из области. На западе ситуация другая. Общие специалисты подчас ценятся даже больше чем узкие (из-за объёма нагрузок). Средние зарплаты у первых составляют порядка 150-180 тыс.$ в год.

5.    Специалисты в области сервиса.

Тренд, появившийся в конце девяностых в США, цветёт во всей красе. Тысячи психотренингов, коучей успеха и центров по подготовке персонала  работают не покладая рук. И теперь во всех областях сервиса мы видим не просто администраторов, селлеров, и консультантов. Мы видим улыбчивых профессионалов с хорошим знанием психологии.

6.    Нано-технологи.

Спрос на этих специалистов похож на змеиные вылазки. То учёные сидят без дела, то на рынок приходит очередная фармакологическая, биотехнологическая, электронная компания и разом забирает большинство специалистов. В глобальных масштабах спрос на этих специалистов будет только  расти. 

7.    Логисты.

Доставка товаров сегодня превратилась не просто в приятный бонус, а в насущную необходимость. Ведь если компания не доставляет товар, клиент скорее предпочтёт обратиться к другой компании, чем самому перевозить грузы. Из-за этого отделами доставки обзаводится всё большее количество фирм. В связи, с чем растёт спрос на людей, которые могут грамотно оптимизировать вопросы перевозок между поставщиком, фирмой и клиентом. Если говорить про область мобильных перевозок, то спросом также пользуются специалисты по страхованию транспортных средств.

8.    Химики 

Эти люди востребованы в двух направлениях. Во-первых, это энергетика. Из-за влияния нефтепродуктов на мировую экономику. А во-вторых фармакологические изыскания. Так что пригодятся люди на стыке научной химии и медицины. 

9.    Топ-менеджеры. 

Компании и рекрутинговые агентства ведут настоящую охоту за грамотными руководителями с опытом работы.  Это даже не тренд, а некое правило в сфере бизнеса. Неважно, что продаёт компания. Важно, какой руководитель у руля. 

10.    Аналитики рынков. 

Финансовый сектор за последние два десятилетия превратился из обслуживающего придатка в самодостаточную доминирующую область.  А так как основой многих бизнесов являются кредиты и банковские отношения, компании нанимают специальных людей отслеживать изменения на рынках. Сюда же можно отнести относительно молодую профессию тренд-менеджера.

 

Изображение

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:

·        Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

·        Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

·        Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

·        Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.

По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности.

Выбрать профессию – это не столько выбрать себе работу, сколько быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОЧЕНЬ МНОГОЕ,
 НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО:

C кем быть;

C к какой социальной группе принадлежать;

C какой стиль жизни выбрать;

C какие цели определить для себя в будущем.

ПРОЦЕСС ВЫБОРА ПРОФЕССИИ НЕ ТАК ПРОСТ

Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:

Изображение

' необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенно личности);

' узнать и принять требования избираемой профессии;

' осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и специфики профессии и оценить возможность коррекции этих несоответствий

ПОИСК РАБОТЫ НАЧИНАЕТСЯ С ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Если вы еще не выбрали профессию, то для начала отпустите свое воображение на волю, дайте ему полную свободу и после этого поразмышляйте о своем будущем, отвечая на следующие вопросы:

Что больше всего на свете я люблю делать?

? думать и размышлять?

? ощущать и наблюдать?

? чувствовать?

? мастерить?

Где и в каких условия я хотел бы жить?

Какую работу я хотел бы иметь?

Хотел бы иметь семью и если да, то какую?

Каким я себя вижу через 5, 10, 20, 30 лет?

Что бы я хотел оставить после себя:

Деть, книги, социальные преобразования или что-то еще?

 

Разобравшись со своими желаниями, подумайте над тем, что надо сделать для осуществления этих целей:

Какие промежуточные дистанции надо пройти?

Какие знания нужно приобрести?

Где взять нужные средства?

Где взять нужную информацию?

УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВАША ПРОФЕССИЯ – ЭТО ТО,
 ЧТО НУЖНО ДЛЯ ВАС.

Прежде всего, неплохо выяснить, почему вы хотите выбирать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете:

$  Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признание в обществе?

+  Вы хотите приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?

N  Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе:

Министерство образования Республики Беларусь
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
Национальный институт образования
Академия последипломного образования
Республиканский институт профессионального образования
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь
Республиканский институт высшей школы 
Республиканский институт контроля знаний 
Республиканский веб-сайт Абитуриент.by  

Республиканский веб-сайт Абитуриент.by - система информационно-педагогической поддержки, которая раскрывает содержание системы специальностей и квалификаций Республики Беларусь, а также информирует об основных образовательных учреждениях.

Интернет-сайты по трудоустройству в Республике Беларусь:

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - http://www.mintrud.gov.by

Брестского облисполкома - http://www.brest-region.by

Витебского облисполкома- http://www.vitebsk-region.gov.by

Гомельского облисполкома – http://www.gomel-region.gov.by

Гродненского облисполкома – http://www.grodno-region.gov.by

Минского облисполкома – http://www.minsk-region.gov.by

Минского городского исполнительного комитета – https://minsk.gov.by/ru/

Могилевского облисполкома – http://www. region.mogilev.by

свернуть

Есть такая профессия военный финансит-экономист

Есть такая профессия военный финансист-экономист

Обучение военных финансистов осуществляется на военно-техническом факультете в Белорусском национальном техническом университете (далее – ВТФ в БНТУ) на цикле «Организация финансовой деятельности войск» кафедры «Тактика и общевоенная подготовка». Основные военно-специальные дисциплины, изучаемые на цикле: «Финансовое обеспечение воинской части», «Денежное довольствие военнослужащих», «Оплата труда», «Войсковое хозяйство», «Организация финансового обеспечения войск», «Основы военного законодательства», «Трудовое право», «Государственный бюджет», «Государственный финансовый контроль», «Делопроизводство воинской части». Учебно-материальная база позволяет качественно, на современном уровне организовать подготовку специалиста. Все дисциплины обеспечены необходимой литературой, электронными методическими комплексами. Преподавательский состав имеет богатый практический опыт работы по специальности.

Заинтересовало?

О специальности:

Военный финансист-экономист – это специфическая военная специальность, связанная с ведением финансового хозяйства, как одной из сторон обеспечения боевой и повседневной деятельности войск.

Задача по предназначению – своевременное, законное и эффективное расходование денежных средств на обеспечение потребностей воинских частей и организаций.

Он отвечает за:

финансовый учет, отчетность;

своевременное и полное начисление и выплату денежного довольствия и заработной платы, удержание налогов;

планирование, истребование и целевое расходование денежных средств (по бюджетной и внебюджетной деятельности);

финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в воинской части.

Это то – что знает и умеет каждый военный финансист-экономист (базовые знания). А дальше, в зависимости от способностей, продвижения по службе могут приобретаться дополнительные знания.

Срок обучения курсантов составляет 4 года.

Обеспечение обучения

Проживание за счет средств республиканского бюджета – в общежитии № 10 БНТУ, в комнатах проживают по 3-4 человека, созданы благоприятные условия для учебы, отдыха, быта, проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. Комнаты общественного назначения оборудованы всем необходимым. Питание (3-х разовое) - за счет средств республиканского бюджета в столовой № 2 БНТУ на специально отведенной поточной линии, по нормам для курсантов высших военных учебных заведений.

Курсанты в отличие от студентов высших учебных заведений получают ежемесячное денежное довольствие, а не стипендию. Размер ежемесячного денежного довольствия зависит от результатов обучения, воинской дисциплины, выслуги лет в Вооруженных Силах и составляет от 514 руб., что значительнее выше, чем у студентов. Вещевое обеспечение осуществляется по нормам, установленным для курсантов. Медицинское обеспечение организовано в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь».

Преимущества специальности:

Достаточно высокое денежное довольствие. Возможности карьерного роста (повышение по службе, присвоение очередного воинского звания). Все условия для обучения и повышения квалификации. Государственные и социальные гарантии военнослужащему и всем членам его семьи (например: жилье, медицинское обеспечение, достойная пенсия и др.). Получение широкого спектра опыта практической работы, который будет способствовать трудоустройству после окончания военной службы.

Алгоритм абитуриента

ШАГ 1. До 1 апреля года поступления подать заявление в военный комиссариат района (города) по месту жительства.

К заявлению прилагаются документы согласно Порядку приема.

ШАГ 2. В сроки, установленные военным комиссариатом, прибыть для прохождения профессионального отбора, который включает:

проверку состояния здоровья;

проверку физической подготовленности;

профессионально-психологический отбор.

ШАГ 3. Успешно закончить среднюю школу.

ШАГ 4. Сдать вступительные испытания в соответствии с Порядком приема.

ШАГ 5. Согласно срокам, установленных Министерством образования, подать в приемную комиссию документы, установленные Порядком приема.

Только у нас можно стать ВОЕННЫМ ФИНАНСИСТОМ-ЭКОНОМИСТОМ!

свернуть

Учреждения образования Республики Беларусь

Советы психолога при сдаче экзаменов

Советы будущим выпускникам и их родителям 

1. Анализируйте ситуацию на рынке труда своего региона, учитывайте соотношение спроса и предложения по конкретным специальностям, изучайте рейтинги самых востребованных профессий.

 2. Важно помнить, что выбранная профессия должна соответствовать физическим и духовным способностям человека, его психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам, знаниям и умениям.

 3. Выбор будущей профессии - один из самых главных шагов в жизни, который по важности можно сравнить с созданием семьи. Поэтому делайте его не только по расчету, но и по любви - к будущей профессии.

 4. Вспомните поговорку: “Не место красит человека, а человек - место”. Даже к выполнению, казалось бы, непримечательной работы можно подойти творчески. И заслужить поощрение!

 5. Обязательно задумайтесь над тем, какую меру ответственности приходится нести специалистам выбранной вами профессии. И если справитесь - дерзайте! Выбор профессии должен быть планомерным и детально обдуманным; правильно выбрать профессию – значит, найти своё место в жизни!

Время перед экзаменами

  • Соберите всю информацию о порядке проведения экзамена, экзаменаторах, процессе экзамена и темах на экзамене.
  • Составьте долгосрочный план, а также планы на каждый день. Не забудьте внести в план перерывы и время для приятных занятий.
  • Позаботьтесь о рабочих материалах и материалах для экзаменов.
  • Подготовьте рабочее место таким образом, чтобы как можно меньше отвлекаться.
  • Начните с упражнений, мотивирующих ваши мысли о том, что прибавится позитивного в вашей жизни после экзамена.
  • Хвалите себя за каждый, даже маленький, успех в обучении согласно вашему плану.
  • Работайте над преодолением вызывающих страх мыслей.
  • Обязательно предусмотрите во время работы маленькие паузы для расслабления.
  • Осваивайте навыки расслабления.
  • Делайте перед сном упражнения на расслабление.

День перед экзаменом

  • Проведите этот день не над учебниками, а занимаясь чем-то расслабляющим.
  • Подготовьте одежду и все то, что вы должны взять с собой на экзамен.
  • Поставьте будильник на такое время, чтобы утром вы могли собраться совершенно спокойно и не спеша.
  • Представьте себе еще раз, как вы на следующее утро спокойно идете на экзамен, и если возникает страх, то как вы успешно его преодолеваете.

День экзаменов

  • Очень легко, но питательно позавтракайте.
  • Избегайте слишком большого количества кофе, никотина и колы, поскольку они могут привести к перевозбуждению.
  • Сделайте упражнение на дыхание перед входом в помещение, где проходит экзамен. Внушайте себе следующее: «Я хорошо подготовился, я справлюсь».
  • Избегайте ваших товарищей по несчастью, которые уже натренированы предсказывать разного рода катастрофы.

На экзамене

  • Переспросите, если вы не поняли какой-то вопрос.
  • Если вы сдаете письменный экзамен, то вначале постарайтесь понять задание в целом, а затем начните с того, что вам кажется наиболее легким. Обнаружив задание, на которое вы не можете ответить, говорите себе: «Я хотел бы на все ответить, но я могу и пережить, если я не все знаю. Я буду заботиться прежде всего о том, что я могу решить. Позже я еще смогу вернуться к этому».
  • Чтобы быстрее сосредоточится, активизировать память и внимание, в течение 30 секунд разминай большим и указательным пальцем точку, расположенную в центре уха, и точку, которая находится на переносице по центру между бровями. А если одновременно между подушечками большого и среднего пальцев той же руки воздействовать на точки у внутренних углов глаз, значительно уменьшится и зрительное напряжение.

Напоследок

К сожалению, нет легкого пути к успеху. Поверьте нам, если бы он существовал, мы бы вам, ни секунды не сомневаясь, о нем рассказали. Желаем успехов на экзаменах

 

 Памятка психолога для выпускников! Обрати внимание!


Спеши не спеша. Прочитай вопрос дважды, прежде чем писать. Убедись, что правильно понял, что требуется.
Начни с легкого. Пропускай тяжелые или непонятные задания. В тексте есть задания, с которыми ты обязательно справишься.
Читай задание до конца. Думай только про то задание, которое ты выполняешь. Забудь о предыдущих неудачах.
Исключай! Многие задания можно быстрее выполнить, если исключать неправильные варианты.
  Запланируй два этапа:  2/3 времени на более легкие задания, 1/3 времени на сложные задания.
Проверь!  Оставь время для проверки, чтобы увидеть явные ошибки.
Угадывай!  Если ты можешь отдать предпочтение одному ответу другим инстинктивно, доверяй своей интуиции!
Не переживай! На практике выполнить все задания нереально! Количество выполненных заданий может быть достаточным, чтобы получить хороший балл.
 
“Как вести себя во время экзаменов”

 Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена — все что хотите.

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена. 1. За день до начала экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся. 2. Перед экзаменом обязательно хорошо выспись. 3. И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: “Я спокоен! Я совершенно спокоен”. Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха. 4. Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. 5. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится. 6. Сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах “Я спокоен, я совершенно спокоен”. Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки. 7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения: - сядь удобно, - глубокий вдох через нос (4–6 секунд), - задержка дыхания (2–3 секунды).
 8. Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.  9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста, и бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам. 10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями. 11. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как правило, задания в тестах не связаны друг с другом. 12. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.  13. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции! 14. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.15. Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

Поведение во время ответа. - Если экзаменатор — человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать. - Если же экзаменатор — человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.- Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!
Что делать…
·         НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА: Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением “боевого” настроя. В пункт сдачи экзамена вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования. Если на улице холодно, не забудьте тепло одеться, ведь вы будете сидеть на экзамене 3 часа. 
·         ПЕРЕД НАЧАЛОМ ТЕСТИРОВАНИЯ: В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.) Будьте внимательны!!! От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность ваших ответов! 
·         ВО ВРЕМЯ ТЕСТИРОВАНИЯ:Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся. Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы в задании в которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми вы обязательно справитесь. Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в текстах не связаны друг с другом, поэтому задания, которые вы применили в одном, решенном вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. 
ЭКЗАМЕНЫ БЕЗ СТРЕССОВ
Думаю, многие из вас испытали тревожное чувство перед сдачей экзаменов, когда сердце словно подкатывает к горлу, учащается дыхание, на лбу выступает пот, а все тело охватывает непрошеная дрожь… В этом отношении определенную помощь студентам могут оказать советы английских психологов Ф. Орда и Э. Клафа, которые они назвали «Экзамены без стрессов».
Прежде всего, надо знать свой наивысший пик активности. «Жаворонкам» работается лучше всего по утрам, «совам» – по вечерам. Полезно наметить, какими предметами вы намерены заниматься в свойственные вам периоды подъема и спада. Если вы чувствуете себя «не в настроении», рекомендуем начинать занятия с наиболее интересного для вас предмета, это поможет войти в рабочее русло.
Если в душу начинают закрадываться опасения, то следует резко встать, отвернуться на короткое время от письменного стола, сделать несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов и только затем вновь приступить к делу. Запомните: обязательно дышите медленно и глубоко; быстрое и неглубокое дыхание способствует усилению напряженности и нервозности.
Чтобы придать себе уверенность, напишите на карточке слова «мне это под силу». Поместите карточку так, чтобы она всегда была у вас перед глазами. Обязательно делайте короткие, но регулярные перерывы в занятиях, так как физическая и умственная усталость может подточить ваши силы. Во время перерыва можно просто подняться из-за стола, пройтись несколько раз по комнате.
Не советуем прибегать к помощи стимуляторов – кофе, крепкому чаю или специальным препаратам. Перед экзаменами ваша нервная система сама по себе находится на взводе, и потому о дополнительной стимуляции не может быть и речи. Повышенное содержание кофеина в организме, особенно когда вы дотянули повторение материала до последнего момента, может привести к нежелательным последствиям – дрожанию рук, рассеиванию внимания, беспокойству и необходимости частого посещения туалета.
Многие учащиеся считают полезным ранним утром в день экзамена просмотреть весь материал, чтобы освежить в памяти важнейшие вопросы. Сосредоточив внимание на последнем повторении, не пренебрегайте завтраком. В день экзамена надо постараться съесть на завтрак немного больше того, к чему вы привыкли. Вы должны помочь своему организму выдержать психическую нагрузку.
На экзаменах мозг работает с большей активностью, чем в обычные дни, и потому организм нуждается в дополнительных энергетических ресурсах. И все же не паникуйте, держите себя в руках, надейтесь на положительные оценки в вашей зачетке. 

НИ ПУХА, НИ ПЕРА!

Советы учителей по подготовке к экзамену по иностранному языку. Ежедневно уделяй 20 минут чтению текста на иностранном языке и его литературному переводу. Ставь вопросы к тексту. Это тебе поможет понять вопросы учителя и правильно на них ответить. Повтори пройденную лексику из учебников 9-11 кл. Это поможет тебе быстро справиться с переводом текста на экзаменах и более подробно отвечать на вопросы. Повтори грамматику (порядок слов в вопросительном предложении, времена глагола, модальные глаголы, склонение существительных и прилагательных, союзов и порядок слов в сложноподчиненном предложении и т. д.). Знание грамматики поможет тебе правильно выразить свою мысль. Кроме чтения и перевода тебе нужно уметь вести беседу с членами экзаменационной комиссии по 20 темам. Советуем готовить темы вдвоем, чтобы иметь возможность прослушать ответы друг друга по теме и задать вопросы по ней. Наши советы помогут тебе успешно сдать экзамены по иностранному языку. 
 
Советы учителей по подготовке к экзамену по истории. Чтобы понять главное в изучаемом материале, надо подумать над выводами, постараться их усвоить. 
Обрати внимание на вопросы и задания в конце параграфа, они учат размышлять над текстом. 
При освещении событий должны присутствовать все элементы, из которых складываются знания по истории: описать, что происходит, где и когда, как, и почему действует; показать причинно-следственные связи, мировоззренческие и моральные обобщения, место и роль события и процесса в развитии человеческого общества. 
Наиболее надежная ориентация достигается при прочном знании минимума дат и умении логически соотносить с ними другие даты. Поэтому для запоминания важнейших дат не жалей времени.  представляющие “опорные пункты” для ориентации в историческом процессе, запоминание которых необходимо; показывающие течение процесса.
 
Советы учителей по подготовке к экзамену по физике. При подготовке к экзамену по физике на понимание сущности явлений, законов повторяемого материала, на умение хорошо объяснять их на основе молекулярно-кинетической теории (что касается строения тел, тепловых явлений и т.д.), атомной теории (световые явления), электронной теории. После глубокого усвоения материала нужно хорошо запомнить определение законов, формулы, уметь их выводить, производить исследование, чтобы использовать для решения расчетных и качественных задач. Решение задач по возможности надо делать в общем виде, т.е. получить формулу, определить искомую величину через другие физические величины, предварительно выразив их в определенной системе единиц, а затем произвести арифметические действия.
          Проверку правильности формулы рекомендую производить методом подстановки наименования физических величин, стоящих в прямой части формулы, и при этом вы должны получать необходимое наименование величины, стоящей слева. Такой метод даст вам возможность глубоко усвоить единицы измерения физических величин, встречающихся в изучаемом курсе физики, находить соответствующие соотношения между единицами, уметь выражать их через основание и т. д.
 
Советы учителей по подготовке к экзамену по математике. Примеры и задачи, предлагаемые на письменном экзамене по математике составлены так, что их невозможно решить без хорошего усвоения теории. Поэтому при подготовке к экзаменам учащимся необходимо повторить основные вопросы теории: 
11 класс: преобразование тригонометрических выражений; решение тригонометрических уравнений и неравенств; производная, применение производной к исследованию функций; интеграл; иррациональные уравнения; показательные уравнения и неравенства; логарифмические уравнения и неравенства;  параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей; многогранник и их свойства; тела вращения (объемы тел, площади поверхностей тел); И) функции; преобразование выражений. 
9 класс. действия с десятичными и обыкновенными дробями; преобразования выражений, содержащих квадратные корни; тождественные преобразования выражений с использованием формул сокращенного умножения, преобразование тригонометрических выражений, решение целых и дробно-рациональных уравнений: решение задач, решаемых с помощью уравнений; решение систем уравнений; решение линейных и квадратичных неравенств и их систем; функции: линейная, квадратичная, обратная пропорциональность, у = х. прогрессии; перпендикулярность и параллельность прямых на плоскости; их признаки и свойства; признаки равенства треугольников; признаки подобия треугольников; формулы для вычисления площади треугольников; теоремы Пифагора, синусов и косинусов;  окружность и ее свойства; свойства четырехугольников; формулы для вычисления их площади; векторы; многоугольники. 
          После повторения каждого вопроса теории нужно прорешать ряд примеров и задач средней трудности.  Все непонятные вопросы и нерешенные примеры выписать в тетрадь и обратиться с ними на консультации к учителю или посоветоваться с товарищами. Особое внимание нужно обратить на оформление решений задач, обоснование основных положений, затронутых в примерах и задачах.
          При решении уравнений и неравенств не забывать указать область определения. 

http://https://content.schools.by/krapivno/library/Волнуйтесь_спокойно.docx

https://content.schools.by/krapivno/library/Как_научиться_сдавать_экзамен.docx

https://content.schools.by/krapivno/library/Профилактика_стресса_во_время_экзаменов.docx

свернуть

Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

подробнее...
Военное образование в Республике Беларусь
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия
ВГУ имени П.М. Машерова
Памятка выбирающему профессию

Статья о группе отбора на военную службу

О продлении набора кандидатов для поступления в военные учебные заведения

Работа спортплощадки

Академия МВД Республики Беларусь и Могилёвский институт МВД Республики Беларусь

МЧС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ