РУС БЕЛ ENG

Профориентация

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

 

13.12.2023 состоялась экскурсия учащихся 8-9 классов в УО "Оршанский государственный профессиональный лицей текстильщиков имени Г.В.Семёнова" и Оршанский льнокомбинат. В ходе экскурсии ребята узнали, какой путь проходит лён прежде, чем превратиться в мягкую ткань. Учащиеся познакомились с профессиями людей предприятия, а также специальностями, которые можно получить в профессиональном лицее.

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Рекомендации педагога-психолога по выбору профессии

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Выбирая профессии, важно:

1. Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).

2. Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.

3. Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.

4. Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

Выбирая учебное заведение:

1. Узнайте все об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.

2. Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.

3. Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.

4. Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?

5. Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.

6. Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

свернуть

Для вас, выпускники

• Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

• Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.

• Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".

• Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.

• Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.

• Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.

• Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.

• Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.

• Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

• Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.

• Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.

• Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

Выбирая профессии, важно:

1. Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).

2. Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.

3. Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.

4. Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

Выбирая учебное заведение:

1. Узнайте все об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.

2. Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.

3. Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.

4. Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?

5. Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.

6. Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

Последние данные гласят, что в Беларуси по-прежнему лидирует по востребованности рабочие профессии. Тысячи вакансий в городах страны есть для водителей, швей, продавцов и поваров. А вот среди специалистов кадровики системы здравоохранения ищут врачей, медсестер и фельдшеров, предлагая им часто и больше ставки - работы хватает.

В сельской местности нужны такие рабочие специальности, как трактористы, водители и операторы машинного доения.
Востребованные специалисты - ветврачи, ветфельдшеры, зоотехники и снова-таки медсестры.

Как, сообщило Минобразования, в вузы самые высокие конкурсы в прошлом году - это 6,4 - 11,2 человека на место. Особым спросом пользовались специальности:
 

  • «дизайн (графический)»,
  • «спортивно-туристская деятельность (менеджмент в туризме)»,
  • «информационные системы и технологии»,
  • «режиссура кино и телевидения».

В средних специальных учебных заведениях, а также в колледжах и лицеях больше всего молодежи поступало на специальности:

  • помощник машиниста тепловоза,
  • парикмахер,
  • кондитер,
  • повар,
  • водитель,
  • слесарь по ремонту авто,
  • машинист автокрана.

Для сравнения: всего три года назад в минских ссузах абитуриентов интересовали специальности все тех же повара и парикмахера, оператора ПЭВМ, многие шли в торговые и железнодорожные сферы.

Самые востребованные профессии будущего десятилетия

 

                       Новые тренды, новые профессии, перераспределение интереса и зарплаты дают о себе знать. И, если ещё десять лет назад востребованы были “руки” – строители, штукатуры, облицовщики и т.д, то теперь мировой рынок труда жаждет получить “мозги” – нано-технологов, инженеров, IT-специалистов, химиков, медиков и др. Прогноз какие профессии будут наиболее востребованы в будущем десятилетии подготовлен по данным кадровых агентств Penny Lane Personnel, Анкор, Adecco Group Russia; журналов Fast Future и 24/7 Wall St. 

1.    IT-специалисты.

Закономерное развитие тренда компьютеризации.  Количество запросов на “айтишников” всех мастей только растёт. И своего пика этот тренд ещё не достиг. До полного насыщения рынка далеко. Если говорить про конкретных специалистов, то это две группы. Разработчики программного обеспечения. И “оптимизаторы” работы предприятия. Функцию последних зачастую играют системные администраторы. Впрочем, им же вверяют заботу о связи, серверах, видеоконтроле, сетях, печатном оборудовании и др. Бум дизайнерских IT-специальностей  постепенно падает. Рынку требуются умелые программисты и разработчики ПО. Особенно ощутимо это в сфере гейм-производства, ОС мобильных телефонов и в веб-сфере.

2.    Инженеры. 

Необходимость в этих людях обусловлена оттоком молодых специалистов из области и малым числом технических вузов.  Основными рекрутерами по-прежнему являются государственные предприятия. 

3.    Маркетологи.

Капитализм никто не отменял. И вся экономика, как и раньше, строится на производстве и последующей продаже товаров. В последнем пункте неоценимую роль играют маркетологи. Собственно сюда же можно отнести бренд-менеджеров и специалистов по интернет-рекламе (продвижению). Ведь что бы не предлагала фирма: от услуг лизинга до шоколадных пончиков, клиенты должны её услышать. 

4.    Медики.

Ситуация с этими специалистами на западе и в СНГ резко отличается. У нас идёт недостаток специалистов на всех уровнях “медицинской цепочки”. Однако положительный интерес со стороны соискателей вызывают или узкие области или частные медицинские центры.  А вот врачи общей практики и средний медицинский персонал массово уходят из области. На западе ситуация другая. Общие специалисты подчас ценятся даже больше чем узкие (из-за объёма нагрузок). Средние зарплаты у первых составляют порядка 150-180 тыс.$ в год.

5.    Специалисты в области сервиса.

Тренд, появившийся в конце девяностых в США, цветёт во всей красе. Тысячи психотренингов, коучей успеха и центров по подготовке персонала  работают не покладая рук. И теперь во всех областях сервиса мы видим не просто администраторов, селлеров, и консультантов. Мы видим улыбчивых профессионалов с хорошим знанием психологии.

6.    Нано-технологи.

Спрос на этих специалистов похож на змеиные вылазки. То учёные сидят без дела, то на рынок приходит очередная фармакологическая, биотехнологическая, электронная компания и разом забирает большинство специалистов. В глобальных масштабах спрос на этих специалистов будет только  расти. 

7.    Логисты.

Доставка товаров сегодня превратилась не просто в приятный бонус, а в насущную необходимость. Ведь если компания не доставляет товар, клиент скорее предпочтёт обратиться к другой компании, чем самому перевозить грузы. Из-за этого отделами доставки обзаводится всё большее количество фирм. В связи, с чем растёт спрос на людей, которые могут грамотно оптимизировать вопросы перевозок между поставщиком, фирмой и клиентом. Если говорить про область мобильных перевозок, то спросом также пользуются специалисты по страхованию транспортных средств.

8.    Химики 

Эти люди востребованы в двух направлениях. Во-первых, это энергетика. Из-за влияния нефтепродуктов на мировую экономику. А во-вторых фармакологические изыскания. Так что пригодятся люди на стыке научной химии и медицины. 

9.    Топ-менеджеры. 

Компании и рекрутинговые агентства ведут настоящую охоту за грамотными руководителями с опытом работы.  Это даже не тренд, а некое правило в сфере бизнеса. Неважно, что продаёт компания. Важно, какой руководитель у руля. 

10.    Аналитики рынков. 

Финансовый сектор за последние два десятилетия превратился из обслуживающего придатка в самодостаточную доминирующую область.  А так как основой многих бизнесов являются кредиты и банковские отношения, компании нанимают специальных людей отслеживать изменения на рынках. Сюда же можно отнести относительно молодую профессию тренд-менеджера.

 

Изображение

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профессиональная ориентация включает в себя:

·        Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

·        Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

·        Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

·        Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.

По профессиональному признаку люди объединяются в категории или группы людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности.

Выбрать профессию – это не столько выбрать себе работу, сколько быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ОЧЕНЬ МНОГОЕ,
 НО ПРЕЖДЕ ВСЕГО:

C кем быть;

C к какой социальной группе принадлежать;

C какой стиль жизни выбрать;

C какие цели определить для себя в будущем.

ПРОЦЕСС ВЫБОРА ПРОФЕССИИ НЕ ТАК ПРОСТ

Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу:

Изображение

' необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенно личности);

' узнать и принять требования избираемой профессии;

' осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и специфики профессии и оценить возможность коррекции этих несоответствий

ПОИСК РАБОТЫ НАЧИНАЕТСЯ С ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Если вы еще не выбрали профессию, то для начала отпустите свое воображение на волю, дайте ему полную свободу и после этого поразмышляйте о своем будущем, отвечая на следующие вопросы:

Что больше всего на свете я люблю делать?

? думать и размышлять?

? ощущать и наблюдать?

? чувствовать?

? мастерить?

Где и в каких условия я хотел бы жить?

Какую работу я хотел бы иметь?

Хотел бы иметь семью и если да, то какую?

Каким я себя вижу через 5, 10, 20, 30 лет?

Что бы я хотел оставить после себя:

Деть, книги, социальные преобразования или что-то еще?

 

Разобравшись со своими желаниями, подумайте над тем, что надо сделать для осуществления этих целей:

Какие промежуточные дистанции надо пройти?

Какие знания нужно приобрести?

Где взять нужные средства?

Где взять нужную информацию?

УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВАША ПРОФЕССИЯ – ЭТО ТО,
 ЧТО НУЖНО ДЛЯ ВАС.

Прежде всего, неплохо выяснить, почему вы хотите выбирать ту или иную профессию, какие требования к ней предъявляете:

$  Вы хотите, чтобы ваша профессия была престижной, пользовалась признание в обществе?

+  Вы хотите приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась?

N  Вам хочется, чтобы ваша профессия была интересной?

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе:

Министерство образования Республики Беларусь
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
Национальный институт образования
Академия последипломного образования
Республиканский институт профессионального образования
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь
Республиканский институт высшей школы 
Республиканский институт контроля знаний 
Республиканский веб-сайт Абитуриент.by  

Республиканский веб-сайт Абитуриент.by - система информационно-педагогической поддержки, которая раскрывает содержание системы специальностей и квалификаций Республики Беларусь, а также информирует об основных образовательных учреждениях.

Интернет-сайты по трудоустройству в Республике Беларусь:

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь - http://www.mintrud.gov.by

Брестского облисполкома - http://www.brest-region.by

Витебского облисполкома- http://www.vitebsk-region.gov.by

Гомельского облисполкома – http://www.gomel-region.gov.by

Гродненского облисполкома – http://www.grodno-region.gov.by

Минского облисполкома – http://www.minsk-region.gov.by

Минского городского исполнительного комитета – https://minsk.gov.by/ru/

Могилевского облисполкома – http://www. region.mogilev.by

свернуть

Есть такая профессия военный финансит-экономист

Есть такая профессия военный финансист-экономист

Обучение военных финансистов осуществляется на военно-техническом факультете в Белорусском национальном техническом университете (далее – ВТФ в БНТУ) на цикле «Организация финансовой деятельности войск» кафедры «Тактика и общевоенная подготовка». Основные военно-специальные дисциплины, изучаемые на цикле: «Финансовое обеспечение воинской части», «Денежное довольствие военнослужащих», «Оплата труда», «Войсковое хозяйство», «Организация финансового обеспечения войск», «Основы военного законодательства», «Трудовое право», «Государственный бюджет», «Государственный финансовый контроль», «Делопроизводство воинской части». Учебно-материальная база позволяет качественно, на современном уровне организовать подготовку специалиста. Все дисциплины обеспечены необходимой литературой, электронными методическими комплексами. Преподавательский состав имеет богатый практический опыт работы по специальности.

Заинтересовало?

О специальности:

Военный финансист-экономист – это специфическая военная специальность, связанная с ведением финансового хозяйства, как одной из сторон обеспечения боевой и повседневной деятельности войск.

Задача по предназначению – своевременное, законное и эффективное расходование денежных средств на обеспечение потребностей воинских частей и организаций.

Он отвечает за:

финансовый учет, отчетность;

своевременное и полное начисление и выплату денежного довольствия и заработной платы, удержание налогов;

планирование, истребование и целевое расходование денежных средств (по бюджетной и внебюджетной деятельности);

финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в воинской части.

Это то – что знает и умеет каждый военный финансист-экономист (базовые знания). А дальше, в зависимости от способностей, продвижения по службе могут приобретаться дополнительные знания.

Срок обучения курсантов составляет 4 года.

Обеспечение обучения

Проживание за счет средств республиканского бюджета – в общежитии № 10 БНТУ, в комнатах проживают по 3-4 человека, созданы благоприятные условия для учебы, отдыха, быта, проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий. Комнаты общественного назначения оборудованы всем необходимым. Питание (3-х разовое) - за счет средств республиканского бюджета в столовой № 2 БНТУ на специально отведенной поточной линии, по нормам для курсантов высших военных учебных заведений.

Курсанты в отличие от студентов высших учебных заведений получают ежемесячное денежное довольствие, а не стипендию. Размер ежемесячного денежного довольствия зависит от результатов обучения, воинской дисциплины, выслуги лет в Вооруженных Силах и составляет от 514 руб., что значительнее выше, чем у студентов. Вещевое обеспечение осуществляется по нормам, установленным для курсантов. Медицинское обеспечение организовано в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь».

Преимущества специальности:

Достаточно высокое денежное довольствие. Возможности карьерного роста (повышение по службе, присвоение очередного воинского звания). Все условия для обучения и повышения квалификации. Государственные и социальные гарантии военнослужащему и всем членам его семьи (например: жилье, медицинское обеспечение, достойная пенсия и др.). Получение широкого спектра опыта практической работы, который будет способствовать трудоустройству после окончания военной службы.

Алгоритм абитуриента

ШАГ 1. До 1 апреля года поступления подать заявление в военный комиссариат района (города) по месту жительства.

К заявлению прилагаются документы согласно Порядку приема.

ШАГ 2. В сроки, установленные военным комиссариатом, прибыть для прохождения профессионального отбора, который включает:

проверку состояния здоровья;

проверку физической подготовленности;

профессионально-психологический отбор.

ШАГ 3. Успешно закончить среднюю школу.

ШАГ 4. Сдать вступительные испытания в соответствии с Порядком приема.

ШАГ 5. Согласно срокам, установленных Министерством образования, подать в приемную комиссию документы, установленные Порядком приема.

Только у нас можно стать ВОЕННЫМ ФИНАНСИСТОМ-ЭКОНОМИСТОМ!

свернуть

Учреждения образования Республики Беларусь

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Белорусско-Российский университет

Министерство обороны

Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время

подробнее...
Военное образование в Республике Беларусь
Белорусская государственная сельскохозяйственная академия
ВГУ имени П.М. Машерова
Памятка выбирающему профессию

Статья о группе отбора на военную службу